Как облететь на вертолете вокруг Земли

В феврале прошла четвертая встреча AviaClub, организованная авиаколумнистом Анастасией Дагаевой и клубным офисом Cabinet Lounge. Партнерами выступили производитель luxury-смартфонов Tonino Lamborghini Mobile и часовая компания Breitling.

Дебютная встреча AviaClub состоялась в декабре 2013 года — тогда своей историей покорения неба поделился президент финансовой корпорации «Открытие» Рубен Аганбегян (пилот вертолета Robinson R44). На вторую встречу — в апреле 2014 года — согласился прийти финансист Евгений Туткевич (частный пилот с 20-летним стажем и двумя самолетами).  Спикером третьей встречи — в октябре 2014 года — стал основатель и президент Dauria Aerospace Михаил Кокорич (пилот самолета Cessna 172).

Герои AviaClub — успешные состоявшиеся люди, способные находить время на столь непростое хобби как пилотирование. Они рассказывают, как и где учились, почему выбрали тот или иной летательный аппарат, наконец, сколько стоит все это удовольствие. Гости встреч — действующие пилоты или только начинающие учиться, да и просто неравнодушные к авиации люди — могут задать вопрос или получить совет «из первых уст». Как минимум, два человека, побывав на встречах AviaClub, решили идти учиться в авиашколу.

На четвертую встречу пришел предприниматель и пилот вертолета Robinson R66 Михаил Фарих. В его активе 2300 часов налета и несколько десятков человек, вовлеченных им в частную авиацию. «Я никогда в жизни не предполагал, что стану пилотом, хотя и дед, и отец — профессиональные летчики. А у меня как-то не сложилось. И летать я начал случайно», — признается Михаил. Он получил пилотское свидетельство в 2008 году — почти в 50 лет. Уже в 2013 году совершил два сложнейших путешествия — на Северный Полюс и вокруг света.

Пока Михаил готовился в выступлению, гости AviaClub развлекались фотосессией в пилотских куртках и шлемах от John Douglas, а также делали selfie на новенький смартфон 88 Tauri от Tonino Lamborghini Mobile (направление основано сыном того самого Ферруччо Ламборгини, создателем легендарного авто).

Читайте также  Hawker Beechcraft поставит в Россию самолеты-калибровщики

Кругосветка готовилась несколько лет, Фарих был руководителем экспедиции. А покорить Землю удалось лишь со второго раза. Как проходила подготовка, с какими сложностями столкнулся экипаж из четверых смелых, и во сколько обошелся 43-дневный перелет — об этом  поведал Михаил на встрече AviaClub.

Кругосветка: попытка № 1

Мысль облететь вокруг планеты преследовала давно, начал свой рассказ Фарих. В 2012 году Михаил и его друг, частный пилот Александр Курылев решили это сделать вдвоем на вертолете Robinson R44. «Экипаж у нас уже был слетанный — когда понимаешь друг друга даже не по взгляду, а по молчанию», — отмечает Михаил (Курылев пришел и на встречу AviaClub, чтобы поддержать друга). Проработали маршрут, нашли топливо по всему пути. В планах было облететь всю Америку. Для этого требовалась авторизация американской части маршрута. «Я отправил заявку через интернет, в течение двух недель мне звонили, завали вопросы, говорили «какая классная идея», а через месяц я получил отказ», — вспоминает Михаил. Причиной стало новое ограничение: воздушные суда, зарегистрированные в семи странах — Россия, Судан, Сирия, Северная Корея, Куба, Китай — не могут летать в США по правилам визуальных полетов. «А по правилам инструментальных полетов, как летает «Аэрофлот», мы не имели права», — не скрывая сожаления, говорит Михаил. От амбициозных планов пришлось отказаться — по крайней мере, на какое-то время. А пока, по словам Михаила, «тренировались»: на вертолетах слетали вокруг Европы.

Кругосветка: попытка № 2

К идее кругосветки вернулись в 2013 году. Тогда в России был сертифицирован вертолет Robinson R66 — более мощный, вместительный и дальнобойный, чем R44. А желающих стало уже четверо: к Михаилу и Александру присоседились пилоты Дмитрий Ракитский и Видим Мельников. Таким состав на двух R66 и условились лететь. Предстояло только понять, как пересечь США. Не включить в маршрут эту страну было невозможно в силу ее географического расположения. «Маршрут кругосветного путешествия мне приснился», — признается  Михаил. По его утверждениям, 95% перелетов совершается с Запада на Восток — так дуют господствующие ветра: «Значит, ты получаешь «под хвост» попутный ветер и летишь быстрее — меньше тратишь топлива, времени, сил». Ограничения на полеты в США заставили российскую экспедицию резко изменить направление. «Я проснулся с готовым решением: нам надо лететь на Запад», — вспоминает Фарих. Выходило, что экипаж будет проситься в Америку, преодолев Атлантический океан и Канаду, чтобы его просто пустили домой. «Это был психологический прием, мол, ребята, вы же не фашисты, чтобы заставлять нас обратно через Атлантику лететь, рискуя жизнями», — говорит Михаил. Направили запрос — стали договариваться. И вот 2 августа 2013 года кругосветка стартует из Москвы, а разрешения пересечь США все еще нет. Фарих предупредил ребят — нет никаких гарантий, что Америка пустит. Экипаж, тем не менее, решил лететь. Уже в Канаде, когда за спиной было две трети пути (25 000 км), появился долгожданный положительный ответ: разрешено четыре дня лететь по США с посадкой на трех аэродромах. Кругосветка длилась 43 дня. Экипаж пролетел около 40 000 км, затронув все климатические зоны, пересек четыре континента, два океана и 16 границ.

Читайте также  Gulfstream поставил юбилейный 550-й G550

Трудности, расходы и сбывшаяся мечта

Экипаж собирался в перелет очень аскетично. Учитывая, что в кабинах находились дополнительные баки (для увеличения дальности полета), то загрузка и так уже была близка к максимальной. От первоначальных планов взять палатки, спальные мешки, топоры, оружие — отказались. Взяли только самое необходимое — немного одежды и какой-то запас еды.

«Лишнего места на борту не было, поэтому делились опытом. Например, мы с Сашей хорошо знаем, что в отеле очень удобно в раковине стирать белье. Шампунь плеснул в раковину и стирай. Саша меня научил другой вещи. Ты душ принимаешь, а под ногами у тебя трусы, футболка,  и ты их топчешь. А потом выжимаешь и все — они чистые. А я Сашу научил быстро стирать и сушить носки. Берешь фен — надеваешь на него носок, через минуту он сухой. Дальше — следующий», —  делится житейскими советами Фарих.

Михаил не скрывает: не обошлось в полете и без конфликтов. Ругались? «Кто-то проспал, кто-то, по мнению других, не то сделал, но старались все сразу гасить. Спасибо Саше Курылеву. Он умеет внезапной шуткой разрядить любую ситуацию. Так что всем становится совестно за свою горячность», — рассказывает Фарих. По его словам, приземлившись дома, все очень доброжелательно благодарили друг друга за хорошую компанию и извинялись, если кто-то в отношении другого допустил резкость. «У меня до сих пор совершенно замечательные воспоминания о том, как это все было», — радуется Михаил. «Осуществилась наша мечта — покорить мир на вертолетах. Мы можем этим гордиться», — добавляет Александр.

Кругосветка — это дорогостоящая прогулка, утверждает Михаил. Во сколько же она обошлась? Прямые расходы на два борта составили $220 000 (с учетом того, что вертолет уже есть  — его цена более $1 млн). Раз в жизни многие себе это могут позволить, уверен Михаил. Александр предложил посчитать: «Мы летели 43 дня и каждый потратил по $55 000, то есть $1300 на день. Когда мы уезжаем куда-нибудь в отпуск, то стоимость отеля, еды и прочего примерно такой и выходит. Но, представьте, что за 43 дня вы облетели вокруг света, а еще и в качестве пилота, увидели какая красивая, большая и одновременно маленькая Земля. В данном случае траты — вещь относительная. В конце концов, ради такого путешествия можно в чем-то себе отказать».